"Ваша RPG не RPG, а классы не классы, и вообще вы всё врете"
Вот что меня порой дико бесит - так это то, что люди нередко усложняют определения лишними критериями, из-за чего под них подходит только часть из того, что есть на самом деле. И потом начинается - "EtG не рогалик", "HK не соулслайк", "ведьмак не RPG" итд. Хотя эти слова вполне подходят
Из-за такого душнилова у нас "рогалик" по берлинской интерпретации - это строго пошаговая игра. А вот айзек - извиняйте, не рогалик. Не говоря уж о том, что в списке критериев существует такой кринж как "ASCII-графика" и "явные числа". Крутые критерии, 10/10.
Ну а у людей из комментов "классы" существуют в игре только в том случае, если есть "строгий запрет на другую прокачку".
То есть вот если взяли "рогу", то всё - надо, шоб доступны были только "скиллы роги". И только они. Только маг должен уметь кастовать спеллы. Только рыцарь - носить щиты. По-другому классов нет.
В чём проблема критерия "строгие запреты"?
Проблема в том, что с точки зрения определений "строгие запреты" - это такой же критерий для классов, что и "пошаговый геймплей" для рогаликов.
Этот критерий отсекает кучу игр, где игровой процесс получается идентичным.
Вот смотрите. Допустим, о наличии в игре классов можно говорить тогда и только тогда, когда есть вот такие жёсткие разграничения. Уникальные деревья прокачки, кардинально разнящиеся механики, и выбрать при этом можно только что-то одно.
В таком случае, мы говорим, что в The Elder Scrolls нет классов, поскольку там прокачка свободная. Можно быть вором с кучей спеллов, скрытным ассасином с двуручным молотом (передаю привет NPC из тёмного братства в Oblivion)… да и вообще можно даже пройти все гильдии и прокачать всё сразу.
— Класс "Бог", получается, да? - стёбно писали в комментах.
А теперь представим, что после прохождения одной из гильдий (или просто определённого количества квестов) у нас автоматом триггерится последний мейн квест. Мол, всё - время вышло, Дагон вторгся в мир, беги спасай человеков тем, что есть.
Получается, игроку всё ещё не запрещено качать что угодно. Ну типа, хочешь - играй сразу и с луками, и с магией, и с чем угодно. Никто не запрещает - значит, классов нет.
НО! Теперь ты не успеешь пройти все гильдии. А пытаясь прокачаться в разные направления, ты просто распылишься, и всё будет работать одинаково так себе.
То есть одно решение в другой части игры, которое, казалось бы, не имеет никакого отношения к системе прокачки, приведёт к тому, что люди будут играть в свитки так же, как и в RPG со строгими запретами - будут выбирать один путь и в него макситься.
Вот отсюда, собственно, и вопрос - нахрена нужен этот критерий? Если без него у нас всё ещё выходит, что игрок "начинает магом и всю игру играет магом".
И следующий вопрос - так чем Elden Ring отличается? Если игроки заканчивают игру в среднем на ~150 уровне, то есть вкачивают два стата, и имеют определённый пул выгодного оружия, большая часть из которого вписывается в нарратив того или иного "образа". А если посередине прохождения пытаются во что-то другое переобуваться или качать разные статы, то заметно проседают и тратят сильно больше времени.
Вдогонку про "составляющая vs целая"
Также, мне кажется, для людей неочевидна мысль, что RPG-составляющая (как и любая другая) может проявляться только в каких-то конкретных аспектах игры - игре необязательно быть RPG "целиком".
К примеру, Ведьмака как RPG хейтят за то, что главный герой - конкретный персонаж. Из-за чего, с нарративной точки зрения, как бы ты ни играл, ты всегда отыгрываешь Геральта. А в трушной RPG подразумевается, что персонаж - обезличенная заточка, засчёт чего ты выбираешь себе свой образ и отыгрываешь его.
Это всё прикольно, вот только с точки зрения прокачки ведьмак - вполне себе RPG. Шмотки, разные ветки прокачки и вот это всё. Всем совершенно понятно, что имеется в виду, когда ведьмака называют RPG, но подушнить-то надо.
В Elden Ring то же самое. Игра в большей степени состоит из боёвки, а с точки зрения сюжета (кек) игроку негде себя проявить для "отыгрыша роли".
Но это не мешает людям "отыгрывать", просто проявляется это в другом. Кто-то берёт каменные щиты, максимально тяжёлую броню и упарывается в идею "каменного голема" вплоть до ходьбы вместо бега и невозможности прыгать; кто-то косплеит Реналлу, взяв соответствующие спеллы; кто-то вообще берёт образ Арагорна из Властелина Колец, делает персонажу похожее лицо и собирается через грейтсворд+саммонов.
И это ещё не говоря о комьюнити, где появляются такие челы как "let me solo her" итд. После которых потом каждый третий в онлайне ходит в трусах с катанами и горшком на голове.
То есть в игре не только RPG-шная прокачка, но ещё и отыгрыш возможен. Даже если это роль жертвы, кек.
Но нет, раз нет дндшной системы, принятия ролевых решений и запретов качать чужие скиллы - значит, нихрена не RPG.
А суть ведь на поверхности лежит - игры давно стали комплексными. Одна игра одновременно может быть с RPGшной прокачкой, слэшерной боёвкой и адвенчурным линейным сюжетом. А ещё там где-то завалялся элемент метроидвании и симулятор фермера.